карта сайта

Официальный сайт
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №54 г.Челябинска»

 

Обучая, побеждать в науке, в спорте, в жизни...

Дериглазова Елена Александровна

Вернуться к списку учителей

Готовимся к государственной итоговой аттестации по русскому языку

 

Орфография. Опорные таблицы. 

 

Алгоритм написания рецензии (часть С)

В формате Microsoft Word

 

  1. Вступление

Содержание исходного текста

Вид вступления

Схема

Пример

В исходном тексте чётко выделяется ключевое слово-тема (напр., имя писателя, учёного, которому посвящён текст; понятие, о котором рассуждает автор).

Именительный темы

1. Запишите ключевое слово.

2. Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово.

3. Сделайте переход к теме исходного текста

Исходный текст посвящён Ф.М. Достоевскому.

1 Вариант

     Достоевский…Творчество этого великого русского писателя навсегда вошло в золотой фонд русской литературы. Сегодня  невозможно представить отечественную словесность без его произведений.

     Именно этому выдающемуся художнику посвящает свою статью ______________

2 Вариант

     Ф.М. Достоевский… Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные горем бедные люди, сумеречный Мертвый дом… Великий художник живёт в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор волнует душу.

     «Почему ________________, почему _______________ ?» - эти вопросы звучат в статье __________________

3 Вариант

     Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д. Лихачёв заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия…

В исходном тексте ставится какая-либо проблема, уточняется смысл какого-то нравственного явления и т.д.

Вопросы-стимулы

1. Задайте 2-3 вопроса, которые созвучны теме исходного текста.

2. Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора.

     Почему человек перестаёт понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лёд безразличия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти _________________

Исходный текст предупреждает общество об опасности, ставит проблемы, требующие немедленного решения.

Картина

1.Запишите 3-4 назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста.

2.Сделайте переход к исходному тексту.

     Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… Сожжённые засухой деревья… И мёртвое безмолвие…

     Такой станет наша земля, если мы не начнём бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчётливо звучит в ____________________________

 

Название

1.Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название воплощало главную мысль.

2.Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.

     «Ключи от счастья» - так можно было бы озаглавить этот текст, потому что труд, о котором пишет автор, делает человека подлинно счастливым. Подумайте, что было бы с нами, если бы у нас отняли необходимость трудиться!

К ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ ТЕКСТУ МОГУТ ПОДОЙТИ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ВСТУПЛЕНИЯ!

 


2.   Формулировка основной проблемы исходного текста.

3.      Комментирование основной проблемы. Примерный план:

1)      Можно указать, к какой категории относится избранная автором проблема:

 


-         нравственная;

-         социальная;

-         экологическая;

-         психологическая;

-         философская;

-         морально-этическая;

-         социально-психологическая;

-         социально-философская и т.п.

 


2)      Необходимо подчеркнуть актуальность поднятой проблемы. Возможны следующие эпитеты:

 


-         актуальная;

-         злободневная;

-         острая;

-         жизненная;

-         неотложная;

-         важная;

-         серьёзная;

-         назревшая;

-         наболевшая и др.

 


3)      Что делает её злободневной.

4)      Традиционна ли эта проблема или нова.

5)      Если традиционна, то какие существуют точки зрения по её поводу.

6)      Как характеризует автора выбор данной проблемы:

-         настоящий гражданин своего Отечества (патриот);

-         не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции;

-         интернационалист;

-         глубокий знаток человеческой души;

-         гуманист и др.

 

В комментарии не должно быть:

1) пересказа исходного текста (в том числе даже отдельных частей);

2) рассуждений по поводу других проблем, поднятых в тексте;

3) комментариев о действиях героев текста;

4) общих рассуждений о тексте: необходимо прокомментировать одну проблему!

 

4.      Позиция автора и способы её выражения.

Автор может:

-         помочь читателю увидеть традиционную проблему по-новому;

-         показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни…;

-         заставить переоценить отношение к…;

-         побуждать искать истину;

-         заставить читателя самого решать сложные жизненные проблемы (делать нравственный выбор);

-         пытаться понять, почему…;

-         пытаться найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;

-         заставить читателя задуматься над проблемой (темой) …;

-         формировать положительное (отрицательное) отношение читателя к …;

-         открыто заявить о своей гражданской позиции по отношению к …. И др.

 

Авторская позиция может быть выражена

  1. Чётко (прямо, непосредственно):

-         в названии текста;

-         в отдельных предложениях текста;

-         через ряд аргументов.

  1. Через модальный план текста:

-         риторические вопросы;

-         риторические восклицания;

-         порядок слов;

-         лексические повторы;

-         оценочную лексику;

-         ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.

Также авторская позиция выражается через изобразительно-выразительные и синтаксические средства выразительности. Здесь нужно объяснить их роль в тексте на конкретных примерах. Например,

I вариант:

«Инверсия «Бедная страна наша!» позволяет читателю почувствовать тревогу автора за состояние современной культуры». «Эпитет «невзыскательная толпа» рисует собирательный образ тех, кто не может отличить фальшивое от истинного, талант от подделки».

II вариант:

Автор, обосновывая (доказывая, аргументируя) мысль о том что ____________, использует разнообразные художественные средства: ряды однородных членов (предложение № __), оценочные эпитеты ( _____ )…

 

5.      Изложение собственной позиции, в подтверждение которой необходимо привести не менее 2 аргументов.

6.      Заключение.

 

Прием

Схема приема

 

«отклик»

1. Укажите на то, что исходный текст вами прочитан и понят.

Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой осознавать (чувствовать)…

2. Расскажите о тех чувствах, намерениях, которые возникли в нашей душе под влиянием прочитанного текста.

…что мало говорить о защите природы, надо, чтобы каждый человек осознал свою ответственность перед будущим. Все мы должны понять, что случайно сорванный цветок отнимает частичку Природы, разрушает Жизнь. Все мы должны понять, что от нас зависит, какой будет Земля – мёртвой звездой или цветущим садом.

«цитата»

1. Приведите цитату, кот. созвучна гл. мысли исходного текста.

«Живи как пишешь, и пиши как живёшь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы», - писал К. Батюшков.

2. Комментируйте её и делайте переход к исходному тексту.

Мне кажется, что это высказывание точно отражает главную мысль текста. Действительно, важнейшей чертой подлинной поэзии является искренность. И вся жизнь Блока была непрерывным творческим, одним большим, очень искренним и необычайно красивым стихотворением.

 

 


Наука, образование.

1.      Как ни странно, самые твёрдые, непоколебимые убеждения – самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны.

Л.Н. Толстой

2.      Кто успевает в науках, но отстаёт в нравах, тот больше отстаёт, нежели успевает.

Аристотель

3.      Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим.

Д. Бруно

4.      Я знаю только то, что ничего не знаю.

Сократ

5.      Доказывать человеку необходимость знаний – это всё равно, что убеждать его в полезности зрения.

М. Горький

6.      Мы имеем один экземпляр Вселенной и не можем над нм экспериментировать.

В.Л. Гинзбург

7.      Познание начинается с удивления

Аристотель

8.      Научная фантастика есть смелое задание науке и технике.

К. Федин

Дружба

1. Друг - человек, который знает о вас все, и, тем не менее, любит вас. 

Джон Аулер

2. Не нужен мне друг, который видоизменяется вместе со мной и повторяет каждый мой кивок. Это ведь делает гораздо лучше моя тень. 

Плутарх

3. Когда счастливы твои друзья, счастлив и ты. 

Пословица

4. С такими друзьями враги не нужны. 

Лоренс Питер

5. Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны. 

Поль Валери

6.Дружба есть равенство. 

Пифагор

7.      Нет никакого извинения проступку, даже если сделаешь его ради друга.  Цицерон

8.      Дружба кончается там, где начинается недоверие. 

Сенека

9.      Выявит друга время, как злато - огонь. 

Менандр

Равнодушие

1. Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. 

Эберхард



© 2012 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №54